ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ

На разных отрезках человеческой истории музей принимал различные формы, видоизменялся сообразно веяниям современной эпохи. Так, с начала Нового времени, когда формировались отрасли различных наук, музеи Европы воспринимались в первую очередь как  лаборатории, хранилища эмпирического материала.

С конца XVIII века, когда получили известность идеи Просвещения, на первый план в деятельности музея стала выходить функция обучения общества, стремление изменить его к лучшему.

Как показывает историческая ретроспекция, рост общественного интереса к музею и формирование его институциональной роли приходится на вторую половину XIX в. Именно тогда ясно обнаружилась тесная связь развития музейного дела с успехами в промышленности, реформами образования. Сегодня эта связь актуальна, прежде всего, в области компьютерных технологий, во многом обусловивших переход к информационному обществу.

Одним из признаков «гуманитарной» реакции на наступление техники, как отмечает Б. А. Столяров, стал невиданный рост числа музеев в конце ХХ века. Свыше 90% от их общего числа возникли в таких высокоразвитых в промышленно-техническом отношении странах, как США, Англия и др.  По мнению учёного, «востребованность музея обществом –   показатель осознания человечеством места культуры и искусства в своей жизни, а также необходимости ориентироваться на высшие духовные цели в процессе социально-экономической деятельности» [3, с. 9].

Музей как социальный институт организует и координирует деятельность людей по сохранению культурного наследия, участвует в формировании и развитии общественного сознания и социальной памяти. Исследователь  Е. М. Акулич считает, что «без музея эта деятельность приобрела бы разрозненный, непоследовательный и неустойчивый характер» [1, с. 12].

Особую роль в выполнении данной задачи играют общественные музеи, специфика которых определяется особенностями функционирования в микросреде. Выполняя те же функции, что и государственные музеи, они несут общественно-полезную нагрузку, сохраняя материальные и духовные ценности и традиции локальной историко-культурной среды.

Одним из таких музеев стал Музей Якутского казачества, разместившийся весной 2017 года в здании Якутского института водного транспорта. Инициатором основания музея стала Якутская республиканская общественная организация «Якутский казачий полк», созданная в 1991 году. Идея организации музея родилась из ежегодных выставок «История якутского казачества», которые с 2012 года ежегодно проводились Советом атаманов в Доме дружбы народов имени А. Е. Кулаковского. За это время накопилось немало экспонатов, что способствовало созданию интересной экспозиции.

Как известно, залогом успеха служила и служит многогранность личности музейного лидера. Таким лидером является атаман РОО «Якутский казачий полк» А. Д. Козырь, выпускник Якутского речного училища. Основные направления деятельности организации, возглавляемой А. Д. Козырем, это «воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, возрождение истории Якутского казачества, народного фольклора, традиций, искусства» [2, с. 48]. Созданный музей способствует выполнению данных задач. Его экспозиция наглядно рассказывает об истории казачества, о появлении первых казаков на земле Олонхо. На стендах и стеллажах представлены портреты первопроходцев, модели старинных судов, фотографии, утварь.

Основными посетителями музея являются школьники, курсанты и студенты. Наиболее частыми формами работы с аудиторией стали лекции, экскурсии, беседы. К несомненным достоинствам музейных экспонатов относится то, что они дают возможность познакомиться со многими подлинными, настоящими источниками.

Интерес к музею подтверждает его необходимость, свидетельствует о большом духовном потенциале.

Литература

1. Акулич Е.М. Музей как социокультурный институт: автореф. дис. …д-ра  социологических наук. – Тюмень, 2004. – 52 с.

2. Многоликая земля Олонхо. – Якутск: Бичик, 2017. – 160 с.

3. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика.– М.: Высшая школа, 2004. – 216 с.

Пашкевич О.И. кандидат филологических наук, доцент,

Наумов В.Ю. студент 1 курса, Якутский институт водного транспорта (филиал) Сибирского государственного университета водного транспорта

Статья опубликована в сборнике научных трудов “Современные тенденции в науке, технике, образовании” (Материалы III Международной научно-практической конференции. 31.03. 2018 г., г. Смоленск . – Ч. 1. – Смоленск: МНИЦ “Наукосфера”, 2018).